Концепция развития органов самоуправления обучающихся. «Школьный парламент» в организациях образования Республики Казахстан » КГУ «Верх-Убинская общеобразовательная средняя школа» отдела образования по Шемонаихинскому району управления образования Восточно-Казахстанской области
КГУ
"Верх-Убинская общеобразовательная средняя школа"
отдела образования по Шемонаихинскому району управления образования Восточно-Казахстанской области
Приемная:
+7 (72332) 61-2-93
Бухгалтерия:
+7 (72332) 61-4-01
Версия
для слабовидящих
» » Концепция развития органов самоуправления обучающихся. «Школьный парламент» в организациях образования Республики Казахстан
05
октябрь
2021

Концепция развития органов самоуправления обучающихся. «Школьный парламент» в организациях образования Республики Казахстан

Концепция
развития органов самоуправления обучающихся
«Школьный студенческий парламент» в организациях образования Республики Казахстан
 
Дети и молодежь Казахстана – стратегическая ценность и будущий человеческий капитал казахстанского общества.
Молодое поколение, живущее в период глобальных вызовов и рисков, характеризуется повышенной активностью и разнообразием интересов. Потому объединение усилий государства и гражданского общества в создании по-настоящему единого детско-юношеского и молодежного движения – стратегия государства нового времени.
Перемены, происходящие в общественно-политической жизни республики за последние десятилетия, повлекли за собой изменение нравственно-духовных ориентиров и идеалов в детской и молодежной среде. Как показывает практика, действующая модель воспитания молодого поколения (детей, подростков, молодежи) требует трансформации и новой идеологической основы.
Сегодня в современных условиях функционирования организации образования возникают вопросы, связанные с обеспечением условий для демократического управления организацией образования, когда не только руководитель и педагогический совет, но и школьники, студенты и родители как полноправные субъекты образовательного процесса влияют на качество предоставляемых организацией образования услуг.
В настоящее время государство и гражданское общество активно поднимает проблему реализации правовых возможностей детей и молодежи. В связи с этим перед казахстанской школой, колледжами и вузами встала задача воспитания свободной, ответственной личности, человека культуры, который способен действовать в условиях правового государства творчески, инициативно, с пользой для себя и общества.
В республике сегодня не существует оптимального механизма, обучающего практическому использованию и защите своих прав самими детьми и молодыми людьми, что влечет за собой снижение мотивационной готовности обучающихся и студентов к социально-значимой деятельности. Обучающиеся, выйдя из стен организации образования, зачастую оказываются совершенно беспомощными в реальной жизни.
Таким механизмом в рамках детско-юношеского и молодежного общественного движения Республики Казахстан взамен школьных и студенческих советов, старостатов, советов старшеклассников, школьных акиматов, студенческих комитетов и аймаков и др. может стать единая структурная модель в виде школьных и студенческих парламентов(далее – Парламент).
Концепция развития органов самоуправления обучающихся «Школьный / студенческий парламент» в организациях образования Республики Казахстан разработана на основании законов Республики Казахстан «Об образовании», «О государственной молодежной политике в Республике Казахстан», Концепции государственной молодежной политики до 2020 года «Казахстан 2020: путь в будущее» (второй этап – 2016-2020 годы), Дорожной карты по проведению года молодежи.
Парламент–  незаменимый помощник администрации школы, колледжа, высшего учебного заведения в решении проблем учебно-воспитательного процесса.
В Парламенте школьники, студенты и педагоги учатся вместе сотрудничать, становятся полноправными партнерами в решении важных проблем.
Парламент– это форма участия обучающихся в соуправлении организацией образования, решении вопросов при организации учебно-воспитательного процесса.
Цель Парламента: развитие у обучающихся навыков гражданской активности, социальной компетентности, гражданской ответственности, воспитание гражданина высокой культуры, гуманистической направленности, способного к социальному творчеству, умеющего действовать в интересах совершенствования своей личности, общества и государства.
Задачи Парламента:
- создание условий для развития способностей и интересов обучающихся,единого правового пространства в школе, колледже, вузе, предоставление реальной возможности участвовать в управлении организацией образования;
- воспитание положительного отношения к нормам коллективной жизни, законам государства, желания приносить пользу людям, помогать преодолевать трудности своим друзья и ровесникам;
- вовлечение каждого обучающегося в общественную жизнь организации образования;
- развитие самостоятельного мышления и самосознания,навыков лидерского поведения, организаторских знаний, умений, навыков коллективной и руководящей деятельности.
Парламент строится на принципах взаимопомощи и доверия, стремления к развитию, равноправия всех обучающихся, коллективности принятия решений, приоритетности прав и интересов обучающихся, гуманности по отношению к каждой отдельной личности, открытости, добровольности, честности и уважения партнёров.
Структура Парламента состоит из 8 фракций:
  1. Фракция права и порядка.
  2. Фракция информации.
  3. Фракция спорта и здорового образа жизни.
  4. Фракция самопознания и счастья (психология).
  5. Фракция заботы (волонтерство).
  6. Фракция культуры и искусства (музыкальное, художественное творчество).
  7. Фракция дебатного движения.
  8. Фракция экологии и труда.
Высший орган Парламента – общее собрание лидеров фракций.
Деятельность Парламента в школе координирует заместитель директора по воспитательной работе.
В каждом классе, каждой группе организации образования избираются депутаты всех 8 фракций.
Президент Парламента принимает участие при необходимости в заседаниях различных коллегиальных органов организации образования.
Основная форма управления Парламентом – проектный менеджмент как универсальная технология эффективного управления механизмами.
Направления проектной деятельности Парламента:экологические, волонтерские, краеведческие, туристские, интеллектуальные, экономические, спортивные, дебатные, этнокультурные, художественно-эстетические, музыкальные и другие творческие проекты.
Проектные офисы координируют:
- проектную деятельность фракций Парламента в течение года;
- выборы Президента школы,
- участие в работе коллегиальных органов.
В каждый проект входят различные мероприятия, соревнования, акции, флеш-мобы, экскурсии, походы, турниры и др.
Выборы Президента Парламента проводятся 1 раз в год в сентябре месяце.
Для стимулирования членов Парламента, лидеров школьного и студенческого самоуправления возможны следующие виды поощрений: грамоты, дипломы, медали «Лидер школьного Парламента», «Лидер студенческого Парламента», поездки по Казахстану, оздоровление вРУОЦ «Балдаурен» и др. детских оздоровительных лагерях.
Рейтинги проектов школьных проектных офисов, полная информация о парламентах размещается на сайтах школ.
Ежегодно проводится Республиканский слет лидеров школьных и студенческих парламентов организаций образования Республики Казахстан – уникальная республиканская диалоговая площадка лидеров детского и молодежного движения по вопросам развития гражданского общества и роли молодого поколения в укреплении и процветании родины.
Ожидаемые результаты:
- воспитанное молодое поколение честных, добрых и активных личностей;
- повышение статуса и роли органов ученического и студенческого самоуправления в трансформации и модернизации общественного (детского и молодежного) сознания;
- вовлечение обучающихся в проектную деятельность по интересам;
- стабильное и системное финансирование из бюджетов всех уровней.
 
Положение о деятельности школьных и студенческих парламентов
 
Глава 1. Общие положения
  1. ее Положение о деятельности школьных и студенческих парламентов (далее – Положение) определяет цель, задачи, структуру, порядок формирования и организации деятельности, права и обязанности органа школьного и студенческого самоуправления – школьного и студенческого парламента.
  2. школьного и студенческого самоуправления,направленного на решение важнейших вопросов детей и молодежи, развитие ее социальной активности, поддержку социальных инициатив.
3. Орган школьного и студенческого самоуправления– школьный и студенческий парламент (далее – Парламент) создается по инициативе школьников и студентов организаций образования как постоянно действующий координирующий орган для представления интересов обучающихся и действует на основании настоящего Положения.
  1. Каждый обучающийся имеет право избирать и быть избранным в актив Парламента в соответствии с настоящим Положением.
5. Деятельность и решения Парламента направлены и распространяются на всех обучающихся организации образования.
  1. В своей деятельности Парламент руководствуется Конституцией Республики Казахстан, законами Республики Казахстан «Об образовании», «О государственной молодежной политике», иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан, а также настоящим Положением. 
Глава 2. Цель и задачи Парламента
  1. Цель Парламента: создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации детей и молодежи, также возможности для самостоятельного решения обучающимися возникающих проблем.
  2. Задачи Парламента:
1) реализация творческой активности и самодеятельности обучающихся;
2) содействие защите прав и интересов обучающихся, в том числе в решении образовательных, социально-бытовых и прочих вопросов, затрагивающих их интересы;
3) содействие руководству организации образования в решении образовательных и научных задач, организации досуга и быта обучающихся, пропаганде здорового образа жизни;  
4) содействие организации образования в проводимых мероприятиях в рамках образовательного и воспитательного процесса;
5) проведение работы, направленной на патриотическое отношение к духу и традициям организации образования,повышение сознательности обучающихся и их требовательности к уровню своих знаний, воспитание бережного отношения к имуществу;
6) информирование обучающихся о деятельности организации образования;
7) участие в формировании общественного мнения о детях и молодежи как реальной силе и стратегическом ресурсе развития казахстанского общества;
8) содействие реализации общественно значимых детских и молодежных инициатив.
  1. В организации образования деятельность Парламента направлена на решение и других задач, определяемых с учетов специфики региона и организации образования.
Глава 3. Структура Парламента
 
  1. Лидером Парламента является президент, избираемый на выборах обучающимися и педагогами организации образования.
  2. Президент и члены Парламента избираются сроком на один учебный год.  
  3. Парламент состоит из президента, его заместителей, лидеров и членов фракций Парламента. В случае необходимости по решению Парламента в его состав дополнительно избираются члены Парламента из числа обучающихся. Выборы членов Парламента осуществляются на собраниях классов и групп.   
 
Глава 4. Деятельность Парламента
  1. Деятельность Парламентав школе координирует заместитель директора по воспитательной работе,
  2. Президент Парламента:
1) руководит деятельностью Парламента и несёт персональную ответственность за выполнение возложенных на него задач и осуществление им своих функций;
2) распределяет обязанности между своими заместителями, лидерамий фракций и координирует их деятельность;
3) при выполнении своих обязанностей пользуется правами, предоставленными руководством организации образования.
  1. Положение о  деятельности Парламента организации образования.
  2. Структура Парламента состоит из 8 фракций:
Фракция права и порядка.
Фракция информации (пресс-служба).
Фракция спорта и здорового образа жизни.
Фракция самопознания и счастья (психология).
Фракция заботы (волонтерство).
Фракция культуры и искусства (музыкальное, художественное творчество).
Фракция дебатного движения.
Фракция экологии и труда.
Высший орган Парламента – общее собрание лидеров фракций.
  1. Планирование деятельности Парламента осуществляется на основе плана работы организации образования
Глава 5. Права и обязанности Парламента
 
21.Парламент имеет право:
1) участвовать в разработке и совершенствовании положений, планов работ, затрагивающих интересы обучающихся организации образования;
2) участвовать в решении социально-бытовых и финансовых вопросов, затрагивающих интересы обучающихся, в том числе в распределении средств организации образования, дотаций и средств, выделяемых на культурно-массовые и спортивно-оздоровительные мероприятия, отдых и лечение;
3) участвовать в рассмотрении вопросов, связанных с нарушениями обучающимися учебной дисциплины и правил внутреннего распорядка организации образования, а также студенческих общежитий;
4) участвовать в разработке и реализации системы поощрений обучающихся за достижения в разных сферах учебной и внеучебной деятельности;
5) рассматривать и участвовать в разбирательстве заявлений и жалоб обучающихся организации образования;
6) запрашивать и получать в установленном порядке от председателя КДМ организации образования информацию, необходимую для деятельности Студенческого парламента;
7) определять и использовать законные формы протеста для защиты прав и свобод обучающихся;
8) принимать непосредственное участие в планировании, подготовке, проведении и анализе внеучебных мероприятий организации образования;
9) принимать участие в работе клубов, создаваемых в организации образования.
22.Парламент обязан:
1) проводить работу, направленную на повышение сознательности обучающихся и их требовательности к уровню своих знаний, воспитание бережного отношения к имуществу организации образования, укрепление учебной дисциплины и правопорядка в учебных корпусах и студенческих общежитиях, повышение гражданского самосознания обучающихся, воспитание чувства долга и ответственности;
2) проводить работу с обучающимися по выполнению Устава и правил внутреннего распорядка организации образования;
3) содействовать руководству организации образования в вопросах организации внеучебной деятельности;
4) своевременно рассматривать в установленном порядке все заявления и обращения обучающихся, поступающих в Парламент;
5) проводить работу в соответствии с Положением и планом деятельности Парламента на учебный год;
6) поддерживать социально значимые инициативы обучающихся;
7) содействовать созданию необходимых социально-бытовых условий, также условий для учебы и отдыха обучающихся; 
8) представлять и защищать интересы обучающихся перед руководством организации образования, государственными органами, общественными объединениями, иными организациями;  
9) информировать руководство организации образования о своей деятельности.
 
Глава 6. Обеспечение деятельности Парламента
 Парламента, предоставляет в безвозмездное пользование помещения (кабинеты), средства связи, оргтехнику и другие необходимые материалы. 
Правила проведения
Республиканского слета лидеров школьных и студенческих парламентов организаций образования Республики Казахстан
Глава 1. Общие положения 
  1. (далее – Слет) определяют цель, задачи, порядок его проведенияи финансирования.
  2. Цель Слета:развитие и укрепление органов общественного самоуправления–школьных и студенческих парламентов в развитии гражданского общества, создание площадки для общения и обмена опытом.
  3. Задачи Слета:
1) подведение итогов деятельности школьных и студенческих парламентов за истекший год и определение задач на новый год;
2) награждение лидеров школьных и студенческих парламентов за вклад в становление органов общественного самоуправления организации образования;
3) развитие проектной деятельности обучающихся;
4) выявление социально активных детей и молодых людей;
5) повышение лидерских и творческих компетенций детей и молодежи;
6) содействие раскрытию потенциала детей и молодежи Республики Казахстан для самореализации в интересах экономического, гражданского и культурного развития страны.
  
Глава 2. Время и место проведения Слета
  1. проводится с __ по _ 20 _ года. Заезд: __, отъезд: __ 20_ г.
Заезд делегаций на Слет осуществляется по графику. Время и сроки проведения Слета, дата заезда и отъезда участников, программа определяются организаторами.
8. Заявка на участие в Слете за подписью ректоров вузов и руководителей управлений образования областей, городов Нур-Султан, Алматы и Шымкента направляются организаторам Слета до __ 20 __ года согласно приложению.
1) сведения об участниках (ФИО, год рождения, класс, курс, место учебы, домашний адрес и адрес организации образования, телефон, ФИО сопровождающего координатора, место работы, должность, мобильные телефоны руководителя (-ей) и медицинского работника; 
2) копии документов, удостоверяющих личности участников, руководителя (-ей) группы и медицинского работника.
Глава 3. УчастникиСлета
 
10. Участники Слета:обучающиеся 8-11 классов – лидеры школьных парламентов.
  1. 289 человек, в том числе отобластей, городов Нур-Султан, Алматы и Шымкент – по 17 человек:
5 чел. – лидеры Школьных парламентов;
5 чел. – лидеры Студенческих парламентов колледжей;
5 чел. – лидеры Студенческих парламентов вузов;
1 сопровождающий координатор, 1 медицинский работник.
При дистанционном проведении Слета без медицинского работника – по 16 чел. Всего – 272 чел.
  1. Ответственность за жизнь и здоровье школьников и студентов колледжей в пути следования к месту проведения Слета, во время проведения мероприятия и обратного пути к месту проживания несет сопровождающий координатор.  
13. У сопровождающего координатора при себе должны быть:
1) копии: 
приказа руководителя управления образования о направлении обучающихся и сопровождающего координатора для участия в Слете;
документов, удостоверяющих личности участников и сопровождающего координатора;
2) список участников;
3) справки о состоянии здоровья участников, заверенные подписью и печатью врача;
4) краткие характеристики членов делегации с приложением фото;
5) презентация деятельности Парламентов региона.
 
 
Глава 4. Порядок проведения Слета
 
«Роль детей и молодежи в развитии современного казахстанского общества»;
«Проектная деятельность как новая возможность в стратегии управления государством»;
«Эффективность школьного самоуправления»;
«Дети и молодежь как авангардная сила в процессе модернизации Республики Казахстан»;
«Результативные проекты обучающихся на благо страны (успешный опыт)»;
«Дети и молодёжь – это важный субъект социальных перемен в республике (дебатное движение)»;
Дети и молодежь – для наиболее социально ущемленных групп в обществе (волонтерское движение)»;
«Культура слова и поведения детей и молодежи»;
«Экология души человека и общества»;
«Молодое поколение – науке и технике страны»;
«Дети и молодежь как духовный и культурный потенциал Казахстана»;
«Государство – это отдельная личность»;
«Молодежная субкультура и городская среда: ситуация в республике, влияние, задачи»;
«Интеллект и энергия молодых – малой родине» и другие.
Глава 5. Подведение итогов Слета